СЧАСТЛИВЫЙ РЕМЕСЛЕННИК.
Когда тебе исполняется 580 лет по
совокупности всех твоих болей, стрессов, переживаний, приобретений, утрат и событий твоей жизни, то ты начинаешь
понимать, что, будучи таким зрелым в одних вопросах, в других ты остаёшься
малышом в возрасте 5 лет и 8 месяцев. Потому что всё, что ты пережил, лишило
тебя много того, что переживают обычные люди.
И уж в любом случае, ты никогда не
ощущаешь свои обычные, земные – 58. В обычных, земных, понятиях ты от силы
даёшь себе – 30.
Мне всегда было легче с детьми. Может
быть, это оттого, что первый мой рабочий опыт начался со школы. Да собственно,
сколько я помню себя, я всё время и был в школе. Помню, как, сидя в
бесконечных, прошедших через всю мою жизнь, больничных очередях я развлекался
тем, что пытался угадать профессии посетителей поликлиники. Учителей узнать
всегда очень просто по их, живым, что ли, лучащимся ясным светом, глазам.
Далее, я усложнил опыты, пытаясь определить предмет, который ведёт учитель.
Получалось…
Историка, никогда не спутаешь с
литератором, а математика с физиком. А двух последних, с двумя первыми. Но у
них у всех есть нечто общее, отличающее их от других смертных.
Это я потом, уже много позже, понял, что
от постоянного общения с детьми, они, учителя, сами навсегда остаются в
детстве. В, порой жестоком, детском мире всё равно всегда чище, чем во
взрослом. Поэтому и глаза учителей всегда чище, чем у остальных. Ну, как у
идиотов. Я всегда говорил несколько грубее: «как у придурков». Помните бравого
Швейка?
Учительская работа – это не обыкновенный
труд. Это скорее постоянная игра. Игра и маленького ребёнка и игра актёра. Моя
старшая дочь, придя однажды ко мне на работу и невольно подслушав мой урок,
несколько даже с презреньем спросила меня: «Что ты тут делаешь? Тебе же в театр
надо…».
Глупенькая, она тогда не понимала (да и
я тоже), что моя профессия – это вечный театр, только много сложнее:
Каждые 45 минут новый спектакль на новую
публику, которой ты должен овладеть, влюбить в себя и в то, о чем ты
рассказываешь всего за один акт.
Спектакль, который ты, в отличие от
артистов, даёшь без репетиций.
Спектакль, в котором ты режиссёр и
артист, и костюмер.
Спектакль, в котором вместе с тобой
обязательно должна играть и твоя публика.
Спектакль, который ты должен сыграть, не
обращая внимания на свои болячки и переживания.
Со своей гемофилией, когда не болели
ноги, а только руки, даже если нечем было держаться за поручни в троллейбусе, я
на своей конечной остановке, забивался в конец вагона и доезжал до любимой
работы. Сложность была в том, что спектакль,
в этом случае надо было срежиссировать и сыграть так, чтобы не возникла надобность что-то писать на
доске.
Когда болела только одна рука, пусть
даже правая, - было легче: ведь можно выучиться писать на доске и левой.
А это ощущение полной опустошённости,
когда ты счастливый от удачного урока, вваливаешься, на нестерпимо болящих
ногах, в лаборантскую, рушишься на стул и в изнеможении закуриваешь сигарету… И
кажется, что никакая сволочь, даже этот проклятый звонок, не сможет тебя
поднять с этого желанного сиденья.
Но вот он снова зовёт тебя. И ты, с
неслышимыми ни кем, кроме тебя, воплями от боли, плетёшься к двери из
лаборантской в кабинет. Усилием воли, всё ещё сомневаясь в себе, распахиваешь
её, и…
Все болячки и невзгоды остаются за ней.
А ты, лёгкой пружинистой походкой идёшь, улыбаясь, через весь кабинет к доске.
Слушаешь доклад дежурного, усаживаешь класс, и звучит твоё коронное: «Итак, на
прошлом уроке мы остановились….» А дальше звучит твоя лебединая песнь, которая
и тебя и твою публику уводит в поднебесную ввысь твоей любимой физики… И
жуткая, звенящая тишина кульминации изложения, когда они боятся дышать, а у
тебя у самого мурашки по спине от твоего же рассказа… Когда случайно
ворвавшийся твой же коллега, думая, что тишина в кабинете от того, что там
никого нет, бормоча что-то невразумительно-извиняющееся, в ужасе пятится назад.
И не понимает, как могут эти, только что стоящие на его уроке на ушах, «молодые
бизоны» - ПэТэУшники, ТАК СЛУШАТЬ!!!
А их рукопожатия при встречах после
окончания училища и какое-то уважительно-родное «ТЫ», с которым они обращаются
к тебе?
А ежегодные встречи группой на
протяжении 25 лет с обязательным присутствием их классного руководителя и
учителя физики. И, не дай Бог, последнему -
приболеть: Если не опасно, а просто идти не может, то обязательно
найдётся кто-то с машиной, чтобы отвезти-привезти, но побыть вместе. А уж если
опасно и физик не может придти, потому что валяется в больнице с очередным
кровотечением, то всей компанией ввалиться к нему в палату, чтобы всё же
глянуть друг другу в «фэйс лица». А начиная со следующего утра прибегать, когда
позволяет рабочая смена и сдавать для него свою кровь, становясь ему ещё и
«кровным» братом
Это ли не счастье? Это ли не
радость? Как писал известный наш педагог
и литератор Симон Соловейчик: «Вечная радость человека навечно вызванного к
доске».
И ещё он писал, что учитель, поскольку
он на протяжении всей своей жизни призван воспитывать в маленьком человеке всё
самое лучшее, сам становится лучше.
Скорее всего, он был прав…
А ещё кто-то украл мои слова: «Я
счастлив тем, что прожил жизнь в ладу со своим ремеслом».
Это одна из компонент, из-за которой я
не устаю утверждать, что я самый счастливый человек…
Е.Соколов, 19 августа 2005 г.
|